Комедия Грибоедова «Горе от ума» – одно из ярчайших изображений русского дворянского общества начала 19 века. Писатель показывает исторически закономерную смену устоявшихся идеалов и идей новыми мыслями, которые выглядят чуть ли не революционными, противостояние «века минувшего» в лице представителей фамусовского общества и «века нынешнего» в образе Чацкого. Среди первых — самые разные персонажи: богатые и влиятельные вельможи, такие, как сам Фамусов или Скалозуб, а также молодые, но стремящиеся занять их место, а пока вынужденные лишь прислуживаться и лестью добиваться снисхождения старших — одним из таких персонажей в комедии является Молчалин.

     Он также является представителем дворянского класса, однако небогат и родом из Твери. Благодаря деловым качествам, Молчалин попадает на службу к Фамусову: помещик берет его в секретари, что для него весьма несвойственно, ведь у Фамусова служат только «свои». Однако в характере Молчалина есть то, что так ценят представители «прошедшего века»: готовность прислуживать, лебезить и унижаться. Поэтому он попадает в фамусовское общество.

     Молчалин имеет тайную связь с Софьей, однако влиятельный отец не принимает героя в зятья, ведь он не имеет богатства и весомых титулов, а для московского помещика «неприлично» выдавать свою дочь за такого жениха. На самом деле у молодого человека нет чувств к Софье, она нужна ему лишь для выгоды. Это ярко характеризует все прочие стремления Молчалина: он желает добиться положения в обществе, и для этого не гнушается никакими средствами.

     Молчалин — ярчайший представитель консервативного дворянского общества: он готов прислуживать вышестоящим лицам, считая, что его собственное положение не дает ему права иметь своё мнение; материальные блага ему важнее духовного роста, а громкое имя и чин — дороже просвещения и образованности. При любом удобном случае Молчалин упоминает о своих успехах на службе и старается окружить себя только «нужными» людьми.

     Этот герой кажется глуповатым и трусливым, но его двуличие делает Молчалина даже опасным для своего же общества. Постоянное притворство и обманы заставляют людей страдать; первой на это попалась Софья, искренне влюбленная в молодого человека. Но он боится, что их тайная связь будет раскрыта, и Фамусов прогонит его. Однако Молчалин при этом не боится выражать симпатию служанке Лизе, что еще ярче говорит о его двуличности.

     Порождение консервативного дворянства, Молчалин — хитрый, лживый и видящий перед собой только лишь выгоду — яркий представитель фамусовского общества. Однако проблема таких людей актуальна и сегодня. В любое время вокруг хватает таких «молчалиных», переступающих через всё и всех ради собственной выгоды. Образ Молчалина не просто соответствующий времени; он бессмертный, ведь противостояние духовных и материальных устремлений свойственно людям в любом веке.