Эмоционально – оценочные слова — важная составляющая художественной выразительности текста. Известный лингвист Валентина Даниловна Черняк говорила: «К эмоционально – оценочным словам относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения». Это лексическое средство, без дополнительных пояснений автора помогает читателю понять смысл произведения, разобраться во взаимоотношениях между героями.
В тексте Р. П. Погодина главными действующими персонажами являются подростки, живущие в одном дворе. Сплоченная компания отрицательно относится к новенькому, неожиданно появившемуся в их дворе. Нелепая внешность мальчика: высокий рост, голова на тонкой шее, «непомерно длинные руки», — вызывала презрительные насмешки. Отношение ребят автор передает, используя эмоционально – оценочное слово «хлюпик» в предложении 8. Такую же роль играет глагол «вылез» (предложение 13), которым ребята встречают появление Коли во дворе.
Мальчишки ведут себя жестоко и несправедливо. Они отнимают у новенького альбом с рисунками, которые тот хотел подарить старой учительнице. Пользуясь физической слабостью и робким характером мальчика, подростки прогоняют его прочь. Неприязненное отношение ребят читатель чувствует благодаря эмоционально – оценочному глаголу «проваливай».
Приведенные примеры показывают, насколько это лексическое средство выразительности важно для понимания отношений, которые складываются между главными героями текста.