В тексте по Ф. Искандеру речь идет об учителе математики Харлампии Диогеновиче, который смог установить в классе образцовую дисциплину (4). Этот учитель отличался от всех остальных: «Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему». Харлампий Диогенович умел завоевать уважение учеников благодаря своему умению заставлять ребят смеяться: «Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, запросто организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, оно служило ей, как в геометрии, доказательством от обратного». Учителю ловко удавалось подшучивать над учениками, так, что смеяться начинал и весь класс: «главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным».
Он не ругал своих учеников, называя их лентяями, а просто делал так, что они становились смешными в глазах своих одноклассников (22). Ученику, над которым смеялись, становилось обидно (23). Об этом и говорится в предложении 26: «И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный». Ученику, над которым смеялись, хотелось выглядеть более достойно в глазах своих одноклассников. Как сказано в тексте: «….все люди боятся показаться смешными. Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Поэтому ученики старались быть умнее, они хотели избежать того, что Харлампий Диогенович обратит на них свое внимание, заставив смеяться весь класс. Этот метод помогал учителю поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках самоиронию: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».