Рассмотрим ответы на Вопросы к параграфу 22 из учебника по биологии для 9 класса Пасечника
Вспомните
1. Что такое фенотип?
2. Какие условия среды могут действовать на организм в процессе онтогенеза?
Моя лаборатория
Описание фенотипов растений
1. Рассмотрите два экземпляра натуральных или гербарных образцов растений (злаки одного сорта, дикорастущие или домашние растения одного вида). Сравните эти растения, найдите черты сходства и различий.
2. Результаты наблюдения фенотипов оформите в виде сравнительной таблицы (критерии сравнения могут быть качественные и количественные).
3. Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
4. Сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.
5. Ответьте на вопрос: можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой
Оборудование:
Наборы биологических объектов (семена фасоли, бобов; колосья пшеницы; листья яблони, акации и др.) — не менее 30 (100) экземпляров одного вида; метр для измерения роста учащихся класса.
Ход работы:
1. Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины.
2. Измерьте длину объектов (рост одноклассников), полученные данные запишите в тетрадь.
3. Начертите таблицу в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу.
4. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака: по вертикали — частота встречаемости признака; по горизонтали — степень выраженности признака.
5. Сделайте выводы, ответив на вопросы: какие признаки фенотипа имеют узкую, а какие − широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции и от каких факторов она может зависеть?Вопросы
1. Что такое модификационная изменчивость?
2. Какие признаки чаще подвергаются модификационным изменениям?
3. Что такое норма реакции? От чего она зависит?
Задания
1. Приведите примеры, указывающие на то,что у организмов наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определённых условиях.
Подумайте
Как можно объяснить факт существования людей с разной комплекцией телосложения (худые и полные), которая практически не меняется от интенсивности их питания?
Выберите параграф