Рассмотрим ответы на Готовимся к экзамену к главе 1 из учебника по обществознанию для 9 класса Боголюбова
Различаем факты и мнения
1. Прочитайте текст в §2 в рубрике «Мнения». Используя знания из курса истории, приведите факты, подтверждающие или опровергающие приведённые положения.
2. Какие из приведённых ниже положений следует отнести к фактам, а какие – к мнениям?
1) Государство издаёт законы, обязательные для всех граждан.
2) В условиях постиндустриального общества влияние государства в сфере духовной культуры возрастает.
3) В современном мире республик больше, чем монархий.
4) Степень вовлечённости человека в политику определяется в первую очередь его материальным положением.
3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Государство появляется на определённом этапе общественного развития. (Б) Наличие частной собственности необходимое условие существования государства. (В) Заниматься политической деятельностью может каждый человек.
Определите, какое(ие) положение(я) текста:
1) отражает(ют) факты
2) выражает(ют) мнения
Запишите в таблицу цифру, обозначающую характер соответствующего положения.
Анализируем и оцениваем суждения
1.Перечитайте подраздел «Что такое гражданское общество?» в §5.
Обдумайте приведённые ниже суждения. Выделите те, которые, на ваш взгляд, являются верными.
1) Гражданское общество объединяет всех граждан страны.
2) В гражданском обществе возникают различные объединения и ассоциации.
3) Развитию гражданского общества способствует усиление исполнительной власти.
4) Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.
2. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
A. Политические партии стремятся к участию в осуществлении власти.
Б. Современные политические партии не имеют фиксированного членства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
A. Местное самоуправление в РФ входит в систему органов государственной власти.
Б. Органы местного самоуправления в РФ избираются населением.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Проводим сравнение и классификацию
1. В приведённом списке указаны черты сходства и различия выборов и референдумов.
Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
Выборы и референдумы
1) служат проявлением народовластия
2) выступают формой непосредственной демократии
3) проводятся с установленной периодичностью
4) являются всенародным голосованием по наиболее важным вопросам
2. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждому элементу в первом столбце подберите элемент из второго столбца.
Признаки режимов
A) Защита прав и свобод граждан
Б) Отсутствие оппозиции
B) Незначительная роль парламента
Г) Отсутствие цензуры
Типы режимов
1) Тоталитарный
2) Демократический
Запишите в таблицу выбранные цифры.
3. Установите соответствие между примерами и формами политического участия: к каждому элементу в первом столбце подберите элемент из второго столбца.
Примеры
A) Гражданин А. вошёл в список кандидатов в присяжные заседатели
Б) Пенсионер М. написал заявление в прокуратуру
B) Гражданка О. в связи с отсутствием в день голосования взяла открепительное удостоверение
Г) Группа граждан подала в управу жалобу на плохую уборку улиц
Формы политического участия
1) Участие в выборах
2) Обращение в органы власти и местного самоуправления
3) Участие в осуществлении правосудия
Запишите в таблицу выбранные цифры.Анализируем статистический материал
1. В §5 в рубрике «Мнения» приводятся данные социологического опроса. Представьте эти данные в виде диаграммы.
Выберите из приведённых ниже выводов те, которые можно сделать на основе составленной вами диаграммы.
1) Среди опрошенных наиболее велика доля тех, кто связывает формирование гражданского общества с повышением благосостояния людей.
2) Роли власти в развитии гражданского общества придаётся большее значение, чем желанию и готовности самих граждан участвовать в этом процессе.
3) Одна из причин, сдерживающих развитие гражданского общества, недостаточная информированность населения о событиях в стране и за рубежом.
4) Общественная активность населения снижается в периоды политической и экономической стабильности государства.
5) Большинство опрошенных считают, что для развития гражданского общества нужно создавать объединения людей по интересам.2. В 2017 г. в нашей стране был проведён социологический опрос. Участникам опроса предлагалось ответить на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаёте о том, что происходит в стране и мире?» (Участники могли выбирать любое количество позиций.) Результаты опроса (в %) приведены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных со средним образованием больше тех, кто предпочитает Интернет как источник информации газетам, журналам и радио.
2) Доля тех, кто узнаёт о событиях из разговоров с родственниками и друзьями, наиболее велика среди людей со средним специальным образованием.
3) Газеты и журналы служат источником информации для четверти опрошенных.
4) Основным источником информации для людей с высшим образованием является Интернет.
5) Радио, как источник информации, наиболее популярно среди людей со средним образованием.Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Влияние всех источников информации, кроме телевидения, возрастает.
2) Чем выше уровень образования людей, тем больше используется Интернет в качестве источника информации.
3) Радио как средство информации сохраняет своё значение.
4) Многие люди и рассказы друзей и родственников считают достоверным источником информации.
5) Основным источником информации для подавляющего большинства независимо от уровня образования является телевидение.Составляем план текста
Девятиклассники получили задание составить развернутый план темы “Политическая жизнь и средства массовой информации” на основе соответствующего раздела §1 учебника. Нужно было выделить не менее трех пунктов плана и два из них конкретизировать в подпунктах.
У одного школьника получился такой план:
План
1. Что входит в средства массовой информации:
1) газеты и журналы;
2) радио и телевидение;
3) Интернет.
2. Роль СМИ в политике:
1) политическое просвещение народа;
2) воздействие на политические взгляды;
3. Почему возрастает роль Интернета.
Оцените этот план, составьте свой вариант плана.
Различаем факты и мнения
1. Прочитайте текст в §2 в рубрике «Мнения». Используя знания из курса истории, приведите факты, подтверждающие или опровергающие приведённые положения.
2. Какие из приведённых ниже положений следует отнести к фактам, а какие – к мнениям?
1) Государство издаёт законы, обязательные для всех граждан.
2) В условиях постиндустриального общества влияние государства в сфере духовной культуры возрастает.
3) В современном мире республик больше, чем монархий.
4) Степень вовлечённости человека в политику определяется в первую очередь его материальным положением.
3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Государство появляется на определённом этапе общественного развития. (Б) Наличие частной собственности необходимое условие существования государства. (В) Заниматься политической деятельностью может каждый человек.
Определите, какое(ие) положение(я) текста:
1) отражает(ют) факты
2) выражает(ют) мнения
Запишите в таблицу цифру, обозначающую характер соответствующего положения.
Анализируем и оцениваем суждения
1.Перечитайте подраздел «Что такое гражданское общество?» в §5.
Обдумайте приведённые ниже суждения. Выделите те, которые, на ваш взгляд, являются верными.
1) Гражданское общество объединяет всех граждан страны.
2) В гражданском обществе возникают различные объединения и ассоциации.
3) Развитию гражданского общества способствует усиление исполнительной власти.
4) Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.
2. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
A. Политические партии стремятся к участию в осуществлении власти.
Б. Современные политические партии не имеют фиксированного членства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
A. Местное самоуправление в РФ входит в систему органов государственной власти.
Б. Органы местного самоуправления в РФ избираются населением.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Проводим сравнение и классификацию
1. В приведённом списке указаны черты сходства и различия выборов и референдумов.
Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
Выборы и референдумы
1) служат проявлением народовластия
2) выступают формой непосредственной демократии
3) проводятся с установленной периодичностью
4) являются всенародным голосованием по наиболее важным вопросам
2. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждому элементу в первом столбце подберите элемент из второго столбца.
Признаки режимов
A) Защита прав и свобод граждан
Б) Отсутствие оппозиции
B) Незначительная роль парламента
Г) Отсутствие цензуры
Типы режимов
1) Тоталитарный
2) Демократический
Запишите в таблицу выбранные цифры.
3. Установите соответствие между примерами и формами политического участия: к каждому элементу в первом столбце подберите элемент из второго столбца.
Примеры
A) Гражданин А. вошёл в список кандидатов в присяжные заседатели
Б) Пенсионер М. написал заявление в прокуратуру
B) Гражданка О. в связи с отсутствием в день голосования взяла открепительное удостоверение
Г) Группа граждан подала в управу жалобу на плохую уборку улиц
Формы политического участия
1) Участие в выборах
2) Обращение в органы власти и местного самоуправления
3) Участие в осуществлении правосудия
Запишите в таблицу выбранные цифры.Анализируем статистический материал
1. В §5 в рубрике «Мнения» приводятся данные социологического опроса. Представьте эти данные в виде диаграммы.
Выберите из приведённых ниже выводов те, которые можно сделать на основе составленной вами диаграммы.
1) Среди опрошенных наиболее велика доля тех, кто связывает формирование гражданского общества с повышением благосостояния людей.
2) Роли власти в развитии гражданского общества придаётся большее значение, чем желанию и готовности самих граждан участвовать в этом процессе.
3) Одна из причин, сдерживающих развитие гражданского общества, недостаточная информированность населения о событиях в стране и за рубежом.
4) Общественная активность населения снижается в периоды политической и экономической стабильности государства.
5) Большинство опрошенных считают, что для развития гражданского общества нужно создавать объединения людей по интересам.2. В 2017 г. в нашей стране был проведён социологический опрос. Участникам опроса предлагалось ответить на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаёте о том, что происходит в стране и мире?» (Участники могли выбирать любое количество позиций.) Результаты опроса (в %) приведены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных со средним образованием больше тех, кто предпочитает Интернет как источник информации газетам, журналам и радио.
2) Доля тех, кто узнаёт о событиях из разговоров с родственниками и друзьями, наиболее велика среди людей со средним специальным образованием.
3) Газеты и журналы служат источником информации для четверти опрошенных.
4) Основным источником информации для людей с высшим образованием является Интернет.
5) Радио, как источник информации, наиболее популярно среди людей со средним образованием.Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Влияние всех источников информации, кроме телевидения, возрастает.
2) Чем выше уровень образования людей, тем больше используется Интернет в качестве источника информации.
3) Радио как средство информации сохраняет своё значение.
4) Многие люди и рассказы друзей и родственников считают достоверным источником информации.
5) Основным источником информации для подавляющего большинства независимо от уровня образования является телевидение.Составляем план текста
Девятиклассники получили задание составить развернутый план темы “Политическая жизнь и средства массовой информации” на основе соответствующего раздела §1 учебника. Нужно было выделить не менее трех пунктов плана и два из них конкретизировать в подпунктах.
У одного школьника получился такой план:
План
1. Что входит в средства массовой информации:
1) газеты и журналы;
2) радио и телевидение;
3) Интернет.
2. Роль СМИ в политике:
1) политическое просвещение народа;
2) воздействие на политические взгляды;
3. Почему возрастает роль Интернета.
Оцените этот план, составьте свой вариант плана.
Глава I. Политика
Глава II. Гражданин и государство
Глава III. Основы российского законодательства