Рассмотрим ответы на Вопросы к параграфу 20 из учебника по обществознанию для 9 класса Боголюбова
Вспомним
Какую роль играет труд в жизни человека и общества?
Какова связь труда и зарплаты?
В чём значение дисциплины?
Какова роль государства в обеспечении занятости?
Подумаем
Как школьнику поступить на работу?
Характеризует ли человека его отношение к труду?
Какие еще пословицы на эту тему вы знаете?
Объясните, как связаны между собой части 1 и 2 этой статьи.
А что наиболее важно для вас?
Как вы думаете, какое продолжение имел этот случай? (Для этого нужно знать закон).
Проверим себя
1. Что означает право на труд?
2. Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?
3. Что такое трудовая книжка?
4. В каких случаях действие трудового договора прекращается?
5. В чём значение дисциплины труда?
6. Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?
7. Что вы знаете о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?
В классе и дома
1. При изучении в одном из классов параграфа о труде ученик выразил недоумение по поводу пословиц, приведённых в учебном тексте. Он говорил:
«Есть и другие пословицы, которые отражают совсем другое отношение к труду: «Всех работ не переработаешь», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «От трудов праведных не нажить палат каменных». Значит, отношение к труду в народе не всегда положительное».
Объясните, о чём говорят приведённые учеником пословицы и почему они существуют в обиходе. Сделайте вывод из обнаруженного противоречия. Какая из пословиц лучше других выражает ваше собственное отношение к труду?
2. В Трудовом кодексе РФ, в частности, записано, что трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем в случае прогула или появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Выскажите ваше мнение: почему к работнику, который всё же явился на своё рабочее место, применяется такая же мера, как и к прогульщику?
3. Гражданин К., окончивший школу, искал привлекательную для себя работу, сменил за два года пять предприятий и наконец нашёл объявление, которое его заинтересовало. Когда администратор предприятия, которое дало объявление, посмотрел его трудовую книжку, он отказался заключать с гражданином К. договор.
Подумайте, что могло быть причиной отказа. Имел ли администратор право не принимать работника на свободное место?
4*. Расспросите ваших старших родственников, когда они заработали свой первый рубль. Какую работу они выполняли в своей трудовой жизни? Имели ли поощрения за свой труд?
5*. Найдите в местной прессе или в Интернете сведения о предложениях работы для несовершеннолетних. Определите, представляют ли эти предложения интерес для вас и ваших одноклассников.
Учимся устраиваться на работу
Вы намерены устроиться на работу в определённом учреждении. Вас не могут не интересовать следующие вопросы:
Как будет определяться ваше рабочее время?
В чём будут заключаться ваши служебные обязанности?
От чего будет зависеть размер зарплаты?
Кто из служащих будет иметь право давать вам поручения?
Подумайте и о других вопросах, которые нужно задать работодателю до того, как будет заключён трудовой договор.
– Будет ли у меня право выбирать время отпуска?
– Есть ли возможность удалённой работы?
– Будет ли оплачиваться сверхурочная работа?
– Будут ли премии и оклады?
Ситуация 1.
14-летний семиклассник Сергей решил в летние каникулы устроиться курьером в издательство. Однако ему не удалось это сделать. Свой отказ в приёме на работу руководство издательства объяснило тем, что Сергею нет ещё 15 лет, а кроме того, отсутствует согласие родителей.
Правильно ли поступило руководство? Обоснуй свой вывод, опираясь на закон.В свои 17 лет Игорь был уже высоким и крепким молодым человеком и выглядел старше своего возраста. Ему удалось устроиться ночным охранником в супермаркет. Иногда он подрабатывал грузчиком, помогая разгружать фуры, доставляющие товар.
Какие положения закона были нарушены в данном случае?
Вспомним
Какую роль играет труд в жизни человека и общества?
Какова связь труда и зарплаты?
В чём значение дисциплины?
Какова роль государства в обеспечении занятости?
Подумаем
Как школьнику поступить на работу?
Характеризует ли человека его отношение к труду?
Какие еще пословицы на эту тему вы знаете?
Объясните, как связаны между собой части 1 и 2 этой статьи.
А что наиболее важно для вас?
Как вы думаете, какое продолжение имел этот случай? (Для этого нужно знать закон).
Проверим себя
1. Что означает право на труд?
2. Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?
3. Что такое трудовая книжка?
4. В каких случаях действие трудового договора прекращается?
5. В чём значение дисциплины труда?
6. Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?
7. Что вы знаете о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?
В классе и дома
1. При изучении в одном из классов параграфа о труде ученик выразил недоумение по поводу пословиц, приведённых в учебном тексте. Он говорил:
«Есть и другие пословицы, которые отражают совсем другое отношение к труду: «Всех работ не переработаешь», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «От трудов праведных не нажить палат каменных». Значит, отношение к труду в народе не всегда положительное».
Объясните, о чём говорят приведённые учеником пословицы и почему они существуют в обиходе. Сделайте вывод из обнаруженного противоречия. Какая из пословиц лучше других выражает ваше собственное отношение к труду?
2. В Трудовом кодексе РФ, в частности, записано, что трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем в случае прогула или появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Выскажите ваше мнение: почему к работнику, который всё же явился на своё рабочее место, применяется такая же мера, как и к прогульщику?
3. Гражданин К., окончивший школу, искал привлекательную для себя работу, сменил за два года пять предприятий и наконец нашёл объявление, которое его заинтересовало. Когда администратор предприятия, которое дало объявление, посмотрел его трудовую книжку, он отказался заключать с гражданином К. договор.
Подумайте, что могло быть причиной отказа. Имел ли администратор право не принимать работника на свободное место?
4*. Расспросите ваших старших родственников, когда они заработали свой первый рубль. Какую работу они выполняли в своей трудовой жизни? Имели ли поощрения за свой труд?
5*. Найдите в местной прессе или в Интернете сведения о предложениях работы для несовершеннолетних. Определите, представляют ли эти предложения интерес для вас и ваших одноклассников.
Учимся устраиваться на работу
Вы намерены устроиться на работу в определённом учреждении. Вас не могут не интересовать следующие вопросы:
Как будет определяться ваше рабочее время?
В чём будут заключаться ваши служебные обязанности?
От чего будет зависеть размер зарплаты?
Кто из служащих будет иметь право давать вам поручения?
Подумайте и о других вопросах, которые нужно задать работодателю до того, как будет заключён трудовой договор.
– Будет ли у меня право выбирать время отпуска?
– Есть ли возможность удалённой работы?
– Будет ли оплачиваться сверхурочная работа?
– Будут ли премии и оклады?
Ситуация 1.
14-летний семиклассник Сергей решил в летние каникулы устроиться курьером в издательство. Однако ему не удалось это сделать. Свой отказ в приёме на работу руководство издательства объяснило тем, что Сергею нет ещё 15 лет, а кроме того, отсутствует согласие родителей.
Правильно ли поступило руководство? Обоснуй свой вывод, опираясь на закон.В свои 17 лет Игорь был уже высоким и крепким молодым человеком и выглядел старше своего возраста. Ему удалось устроиться ночным охранником в супермаркет. Иногда он подрабатывал грузчиком, помогая разгружать фуры, доставляющие товар.
Какие положения закона были нарушены в данном случае?
Глава I. Политика
Глава II. Гражданин и государство
Глава III. Основы российского законодательства