Рассмотрим ответы на Вопросы к параграфу 17 из учебника по обществознанию для 9 класса Боголюбова
Вспомним
1. Что называют социальными отношениями?
Что такое право и права человека?
Подумаем
Как влияют на отношения между людьми нормы права?
Проверим себя
1. Что называют правоотношением? Чем правоотношение отличается от других социальных отношений, а что между ними общего?
2. Раскройте смысл понятий «субъекты (участники) правоотношений», «объекты правоотношений», «содержание правоотношений».
3. Что такое юридическая обязанность и чем юридическая обязанность отличается от моральной обязанности?
4. Что такое субъективное право?
5. Что означает понятие «мера»? Какое значение это понятие имеет для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей?
6. Кто может быть участником правоотношения?
7. Дайте определение понятий «дееспособность» и «правоспособность».
8. Каким образом возникают дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц?
В классе и дома
1*. Приведите пример правоотношения: а) назовите его участников, объект и содержание; б) покажите связь между субъективными правами и юридическими обязанностями.
2. Объясните, какие права и обязанности возникают у участников правоотношения в следующих ситуациях:
a) на скользкой дороге гражданин Н. выехал на полосу встречного движения и повредил автомашину гражданина С.;
б) после открытия сезона охоты на уток друзья отправились пострелять дичь;
в) ураган сорвал крышу с застрахованного дома гражданина Н.;
г) гражданка М. оплатила обучение на курсах иностранного языка;
д) во время игры в мяч школьники разбили оконное стекло.
3*. Разберите ситуацию и определите: а) субъектов правоотношения; б) объекты правоотношения; в) содержание правоотношений.
1) После смерти гражданина Ю. его наследник, будучи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. подал в суд.
2) Находясь на территории природного заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям этого уникального уголка планеты о том, что они здесь были, и нацарапали на скале свои имена. Обнаружив содеянное, охрана заповедника задержала молодых людей.
3) Гражданин М. потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролёры потребовали заплатить штраф.
4) Гражданин В. очень спешил на работу и решил перебежать дорогу на красный сигнал светофора, что привело к столкновению двух автомобилей.
5) Дедушка подарил внучке в связи с её вступлением в брак акции строительной компании.
Приведите аргументы, подтверждающие, что предложенные ситуации являются правоотношениями.
Глава I. Политика
Глава II. Гражданин и государство
Глава III. Основы российского законодательства