Рассмотрим ответы на Параграф 24 из учебника по химии для 9 класса Кузнецовой
Глава 6. Подгруппа кислорода и ее типичные представители.
§24. Кислородсодержащие соединения серы (VI).
Вопрос в начале параграфа
Что вам известно о серной кислоте?
Вопрос внутри параграфа
Вспомните общие химические свойства кислот и подтвердите их уравнениями реакций. Охарактеризуйте серную кислоту как электролит.
Проблема
Почему степень диссоциации по первой ступени намного выше, чем по второй?
Задание
Запишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения таких реакций.
Лабораторный опыт
1. Качественная реакция на сульфат-ион. Налейте в одну пробирку 1 мл раствора разбавленной серной кислоты, а в другую 1 мл раствора сульфата натрия. Прилейте в обе пробирки такой же объём раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Во вторую пробирку добавьте немного раствора азотной кислоты. Что изменилось? Запишите уравнения реакций в полной и сокращенной ионной форме.
2. Экспериментальная задача. В трёх пробирках без этикеток находятся растворы серной кислоты, сульфата натрия и сульфита натрия. С помощью каких реактивов и в какой последовательности следует распознавать эти вещества? Составьте план исследования. Проделайте эти реакции. Запишите уравнения химических реакций.
Реакция концентрированной серной кислоты с медью.
1. В демонстрационную пробирку положим несколько кусочков медной стружки или медной проволоки и прильем концентрированной серной кислоты. Изменений не наблюдается.
2. На край пробирки поместим влажную лакмусовую бумажку. Пробирку осторожно нагреем. Выделяется сернистый газ (его определяют по запаху или покраснению смоченной водой лакмусовой бумажки), раствор в пробирке приобретает голубую окраску, образуется сульфат меди, идет окислительно-восстановительная реакция окисления меди кислотой.
Сu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2Н2O
Сu – 2e = Си
S + 2e = S
Этот процесс включает в себя две реакции: окислительно-восстановительную и обменную реакцию солеобразования, идущую без изменения степеней окисления.
1. Обугливание лучины и бумаги.
а) Опустим лучину в концентрированную серную кислоту. Она почернела. Ополоснём её в воде. Рассмотрим лучину: на её поверхности образовался уголь – она обуглилась.
б) Положим лист белой бумаги на кафельную плитку. Лучину опустим в раствор серной кислоты (1 : 5) и затем напишем на листе бумаги формулу серной кислоты. Осторожно нагреем лист над пламенем спиртовки. Кислота становится более концентрированной и обугливает бумагу, на которой отчётливо проявляется надпись: H2SO4.
2. Обугливание сахара. В небольшой химический стакан поместим около 10 г растертого в порошок сахара (сахарной пудры). К нему по стеклянной палочке осторожно прильем около 5 мл концентрированной серной кислоты и быстро перемешаем до образования густой кашицы, оставив палочку посередине стакана. Происходит реакция, сахар обугливается (при этом уголь частично превращается в углекислый газ за счёт восстановления серной кислоты до сернистого газа). Выделяющиеся газы (СО2, SO2) вспучивают остальную массу углерода, которая выходит из стакана (рис. 31). С помощью стеклянной палочки эту пористую углеродную массу можно вынуть в виде «эскимо»:
C12H22O11 + H2SO4 → 12C + H2SO4 • 11H2O
Вопросы в конце параграфа
1. Дайте характеристику строения и свойств оксида серы (VI).
2. Охарактеризуйте серную кислоту как электролит, запишите уравнения диссоциации серной кислоты и раскройте их суть.
3. Опишите физические свойства и окислительные способности концентрированной серной кислоты. Дайте им научное обоснование. Составьте уравнения реакций концентрированной серной кислоты с магнием и ртутью и схемы их электронного баланса. Почему в этих реакциях образуются разные продукты?
4. При взаимодействии раствора серной кислоты массой 32 г с избытком раствора нитрата бария выделился нерастворимый в воде и кислотах осадок массой 11,4 г. Определите массовую долю серной кислоты в исходном растворе.
5. Чему равен объём (л), который занимает 8,0 г оксида серы (IV) при н. у.: 1) 2,8; 2) 5,6; 3) 11,2; 4) 22,4?
6. В газовой смеси, состоящей из оксида серы (V) и кислорода с относительной плотностью смеси по водороду (dh2), равной 24. часть оксида серы (IV) прореагировала и образовалась газовая смесь с dh2 на 25% больше, чем плотность исходной смеси. Рассчитайте состав равновесной смеси в объёмных процентах.
7. Что можно сказать о гигроскопичности концентрированной серной кислоты и какие меры предосторожности следует соблюдать при разведении её водой? Предложите рисунки, загадки, рассказ, отражающие это явление.
8. Составьте кроссворд по теме «Кислородные соединения серы». Предложите разгадать его своему товарищу.
Глава 6. Подгруппа кислорода и ее типичные представители.
§24. Кислородсодержащие соединения серы (VI).
Вопрос в начале параграфа
Что вам известно о серной кислоте?
Вопрос внутри параграфа
Вспомните общие химические свойства кислот и подтвердите их уравнениями реакций. Охарактеризуйте серную кислоту как электролит.
Проблема
Почему степень диссоциации по первой ступени намного выше, чем по второй?
Задание
Запишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения таких реакций.
Лабораторный опыт
1. Качественная реакция на сульфат-ион. Налейте в одну пробирку 1 мл раствора разбавленной серной кислоты, а в другую 1 мл раствора сульфата натрия. Прилейте в обе пробирки такой же объём раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Во вторую пробирку добавьте немного раствора азотной кислоты. Что изменилось? Запишите уравнения реакций в полной и сокращенной ионной форме.
2. Экспериментальная задача. В трёх пробирках без этикеток находятся растворы серной кислоты, сульфата натрия и сульфита натрия. С помощью каких реактивов и в какой последовательности следует распознавать эти вещества? Составьте план исследования. Проделайте эти реакции. Запишите уравнения химических реакций.
Реакция концентрированной серной кислоты с медью.
1. В демонстрационную пробирку положим несколько кусочков медной стружки или медной проволоки и прильем концентрированной серной кислоты. Изменений не наблюдается.
2. На край пробирки поместим влажную лакмусовую бумажку. Пробирку осторожно нагреем. Выделяется сернистый газ (его определяют по запаху или покраснению смоченной водой лакмусовой бумажки), раствор в пробирке приобретает голубую окраску, образуется сульфат меди, идет окислительно-восстановительная реакция окисления меди кислотой.
Сu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2Н2O
Сu – 2e = Си
S + 2e = S
Этот процесс включает в себя две реакции: окислительно-восстановительную и обменную реакцию солеобразования, идущую без изменения степеней окисления.
1. Обугливание лучины и бумаги.
а) Опустим лучину в концентрированную серную кислоту. Она почернела. Ополоснём её в воде. Рассмотрим лучину: на её поверхности образовался уголь – она обуглилась.
б) Положим лист белой бумаги на кафельную плитку. Лучину опустим в раствор серной кислоты (1 : 5) и затем напишем на листе бумаги формулу серной кислоты. Осторожно нагреем лист над пламенем спиртовки. Кислота становится более концентрированной и обугливает бумагу, на которой отчётливо проявляется надпись: H2SO4.
2. Обугливание сахара. В небольшой химический стакан поместим около 10 г растертого в порошок сахара (сахарной пудры). К нему по стеклянной палочке осторожно прильем около 5 мл концентрированной серной кислоты и быстро перемешаем до образования густой кашицы, оставив палочку посередине стакана. Происходит реакция, сахар обугливается (при этом уголь частично превращается в углекислый газ за счёт восстановления серной кислоты до сернистого газа). Выделяющиеся газы (СО2, SO2) вспучивают остальную массу углерода, которая выходит из стакана (рис. 31). С помощью стеклянной палочки эту пористую углеродную массу можно вынуть в виде «эскимо»:
C12H22O11 + H2SO4 → 12C + H2SO4 • 11H2O
Вопросы в конце параграфа
1. Дайте характеристику строения и свойств оксида серы (VI).
2. Охарактеризуйте серную кислоту как электролит, запишите уравнения диссоциации серной кислоты и раскройте их суть.
3. Опишите физические свойства и окислительные способности концентрированной серной кислоты. Дайте им научное обоснование. Составьте уравнения реакций концентрированной серной кислоты с магнием и ртутью и схемы их электронного баланса. Почему в этих реакциях образуются разные продукты?
4. При взаимодействии раствора серной кислоты массой 32 г с избытком раствора нитрата бария выделился нерастворимый в воде и кислотах осадок массой 11,4 г. Определите массовую долю серной кислоты в исходном растворе.
5. Чему равен объём (л), который занимает 8,0 г оксида серы (IV) при н. у.: 1) 2,8; 2) 5,6; 3) 11,2; 4) 22,4?
6. В газовой смеси, состоящей из оксида серы (V) и кислорода с относительной плотностью смеси по водороду (dh2), равной 24. часть оксида серы (IV) прореагировала и образовалась газовая смесь с dh2 на 25% больше, чем плотность исходной смеси. Рассчитайте состав равновесной смеси в объёмных процентах.
7. Что можно сказать о гигроскопичности концентрированной серной кислоты и какие меры предосторожности следует соблюдать при разведении её водой? Предложите рисунки, загадки, рассказ, отражающие это явление.
8. Составьте кроссворд по теме «Кислородные соединения серы». Предложите разгадать его своему товарищу.
Выберите параграф
§1§2§3§4§5§6§7§8§9§10§11§12§13§14§15§16§17§18§19§20§21§22§23§24§25§26§27§28§29§30§31§32§33§34§35§36§37§38§39§40§41§42§43§44§45§46§47§48§49§50§51§52§53§54§55§56§57
Практические работы
Творческие задания