Глава 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации.
§7. Сильные и слабые электролиты. Количественные характеристики процесса электролитической диссоциации.
Вопрос в начале параграфа
Какие вещества называют электролитами? Приведите примеры электролитов.
Лабораторный опыт
Исследование электропроводности растворов. Нальем в химические стаканы концентрированные растворы аммиака и уксусной кислоты и поочерёдно (не забывая каждый раз промывать их в дистиллированной воде) опустим в жидкости электроды прибора для исследования электропроводности растворов (см. рис. 5). В обоих случаях лампочка прибора загорается очень слабо или не загорается совсем. Соединим содержимое стаканов и повторим испытание. Лампа ярко вспыхивает, что свидетельствует об электропроводности раствора, а следовательно, о присутствии в нем ионов. Как это объяснить?
Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации раствора. Опустим электроды прибора для исследования электропроводности растворов в концентрированный раствор уксусной кислоты и будем постепенно разбавлять раствор небольшими порциями воды. Свечение лампы прибора усиливается по мере разбавления раствора. Уксусная кислота – слабый электролит. При разбавлении раствора его концентрация уменьшалась, а электропроводность, наоборот, увеличивалась.
Вопросы в конце параграфа
1. Из предлагаемого перечня выберите и выпишите в два столбика формулы сильных и слабых электролитов: HCl, Na2S, Ca (OH)2, NH3 · H2O, MgCl2, HClO4, NaOH, H2S, HNO3, Ba (OH)2, KBr.
2. Как вы думаете, почему плавиковая кислота НЕ относится к слабым электролитам?
3. Объясните наблюдение, сделанное австрийским химиком Ф. Кольраушем: электропроводность воды, оставленной на 4-6 ч в открытой платиновой чашке, повышается примерно в 2 раза.